IP-АТС
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ IP-АТС
Появление IP-АТС связано с бурным развитием компьютерных
технологий и появлением корпоративных сетей передачи данных и, как
следствие, спроса на оборудование, позволяющее использовать одни и те же
каналы связи для передачи голосового трафика, данных, факсимильных
сообщений и видеоинформации. В современных IP-АТС эту задачу
позволяют решают встроенные IP-шлюзы, которые преобразуют речь в
стандартные IP-пакеты и посылают их по каналу связи, где они передаются
вместе с пакетами данных. Кроме этого, вопреки распространенному
мнению, IP-АТС ничем не отличаются от традиционных АТС и не дают
пользователям никаких дополнительных преимуществ или дополнительных
функций. Не существует никаких функций или услуг АТС, которые можно было
бы получить только с применением IP-телефонии.
Если АТС установлена в пределах одного офиса, то ее
лучше использовать как обычную традиционную систему и не устанавливать в
нее VoIP-шлюзы. Существует точка зрения, что можно существенно уменьшить
затраты на монтаж АТС в офисе путем установки на рабочие места
IP-телефонов, подключенных в существующую компьютерную сеть вместо
проведения кабельной телефонной разводки. Однако, как правило, требования
по качеству и пропускной способности сети для передачи голоса намного
выше, чем для передачи данных, поэтому совместная работа компьютерного и
телефонного оборудования создаст большую дополнительную нагрузку на
компьютерную сеть, которая не сможет обеспечить необходимого качества
услуг для телефонной связи. Кроме того, обслуживание и поиск
неисправностей в таких системах будет затруднен, т.к. нужно будет
проверять работоспособность не только АТС, но и компьютерной сети, что
требует дополнительной квалификации. А поскольку обычно компьютерную сеть
предприятия обслуживает один человек, а телефонную станцию - другой, то
возможна ситуация, когда найти истинную причину сбоев будет непросто.
Добавим сюда также относительно высокую стоимость VoIP-шлюзов и
IP-телефонов и станет понятным, что проще все-таки остаться в рамках
традиционных подходов. Таким образом, IP-АТС проявляют свои преимущества
только в том случае, если они работают в сети из нескольких офисов,
соединенных каналами IP-телефонии и требуется объединение этих АТС в
единую телефонную систему и передача разговорного трафика из одного офиса
в другой. В качестве иллюстрации можно привести широко известный пример
сети салонов сотовой связи: большая IP-АТС в главном офисе и маленькие
выносы или IP-телефоны в филиалах.
Нетрудно увидеть, что все ведущие производители идут
по пути совмещения цифровых АТС с VoIP-технологиями, расширяя максимально
возможную емкость своих систем как для традиционных решений, так и для
IP-приложений. Это связано с растущим спросом на АТС такого класса и
стремлением предложить пользователю все более новые функциональные
возможности и расширенный сервис. При этом необходимо отметить, что
стоимость обычного проводного порта в новых АТС находится на уровне
прошлых моделей и увеличение цены происходит лишь за счет дорогостоящих
плат IP-телефонии, что позволяет использовать современные модели IP-АТС
для телефонизации офисов самых разных компаний.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Главное преимущество установки IP-АТС
заключается в снижении затрат на переговоры сотрудников между офисами. Как
правило, у компаний, которые хотят создать межофисную телефонную сеть уже
имеют каналы связи между локальными компьютерными сетями своих офисов, и
использование их и для телефонной связи несомненно даст большую экономию.
Правильно спроектированная и запрограммированная сеть АТС позволяет
транслировать стандартный номер, набранный сотрудником одного из офисов в
запрос на соединение с АТС в другом офисе через IP-канал вместо
использования междугородней связи. Использование протокола межстанционного
протокола соединения QSIG позволяет объединять в АТС различных
производителей в общую сеть с единым наборным полем и общими ресурсами,
создавая гибкую систему распределения вызовов по всем филиалам компании и
экономя деньги.
Однако, использование одной сети для передачи
данных и голоса порождает и целый ряд проблем. Как только речевой трафик
переносится в сеть передачи данных, он подвергается такому же риску
различного рода взломов и атак, как и компьютерные сети. Понятно, что при
несанкционированном проникновении в телефонную сеть появляется риск утечки
важной информации или роста затрат на оплату телефонных переговоров. Кроме
того, следует отметить, что если сеть передачи данных не работает по
какой-либо другой причине (например, вирусная атака), то становится
невозможной и телефонная связь. Поэтому при установке IP-АТС возникают
совершенно новые для традиционной телефонии задачи защиты информации - или
построение собственной системы или интегрирование АТС в общую систему
защиты компьютерной сети предприятия. И то и другое требует особых навыков
и знаний от персонала, обслуживающего АТС, а также взаимодействия с
администраторами компьютерных сетей.
И все же, будущее корпоративных телефонных
сетей несомненно за IP-системами. Специалисты утверждают, что доля
голосового трафика, передаваемого по IP-сетям будет возрастать по мере
перехода пользователей от традиционных АТС, установленных сейчас в
большинстве офисов крупных компаний к новым продуктам, использующим новые
цифровые технологии. И этот процесс уже идет, во многом благодаря новым
IP-АТС ведущих мировых производителей, описанным в этой статье.